Ънавь - "Холодно (1997-98)" (1998) \8th Moon Art\ TAPE, CDr
Стиль: Dark Ambient, Industrial
Девяностые годы в России время своеобразное. Тяжелое, мрачное, путанное. Но для творца невзгоды жизни зачастую являются стимулом к творчеству. Преодолеть все трудности, создать музыку вопреки всему. Так рождаются самые примечательные работы. И пример такого альбома перед нами, созданный в черном одиноком Петербурге во времена слома, он не только не устарел, он показывает - каких высот может добиться автор, если у него есть цель, упорство и виденье процесса.
Что бы хоть отчасти понять музыку, которая предстает перед нами на "Холодно", нужно понять, каким был Петербург в девяностых. Один из авторов, Николай Калмыков (Hladna, Древедь, Sadogipnoz), вспоминает, что жил тогда в центре Петербурга, за стеной музея Достоевского, здания, где собственно и скончался Фёдор Михайлович. Город тогда переживал не лучшие времена. В центре города было много заброшенных домов. Через полопавшийся асфальт пробивались травы и деревья. На улицах ночью было темно, почти отсутствовало освещение. Периодически были слышны выстрелы пистолетов, особенно около Кузнечного рынка, где и жил музыкант. Купить что нибудь было крайне непросто. Общество начало стремительно делиться на бедных и богатых. Причём первых становилось значительно больше.
Где-то в 1997 или 1998 по каналу НТВ была показана передача , в которой жители города Стрельна, рассказывали о неких сатанистах, которые периодически устраивают свои кровавые ритуалы в катакомбах полуразрушенного Константиновского дворца. Разумеется, это были вовсе не "кровавые сатанисты", это участники группы создавали при помощи подручных материалов, самодельных инструментов и кассетного магнитофона свою музыку. В то время, сатанизмом было всё , что против церкви. Музыканты же себя считали таковыми лишь отчасти, на деле являясь настоящими язычниками. Собирались в лесу, прославляли природу, оставляли дары под деревьями. Это было время возрождения ведической культуры. Появилась Велесова книга в переводе Асова. Единомышленников было крайне мало, но ребятам хватало общения друг с другом и с природой. Результатом всего этого стало творчество, которое, впрочем, не обошло влияние блэк метала.
Концерты как правило проходили в полной темноте. Обычно звали немного людей, человек десять. Брались за руки и шли по подземному лабиринту, который представлял из себя подземную часть Константиновского дворца (ныне резиденция Владимира Путина). В его центре находилось помещение, в которое усаживались слушатели. Музыканты, нарисовав на своих лицах "маски смерти" расходились по разным коридорам, шедшим от центральной комнаты. Со всех сторон доносились подземные звуки. Капли ржавой воды падали на тела. Холод и темнота были единым целым. Через какое то время глаза привыкали к полной, кромешной тьме и начинали видеть непонятные вещи. То это были какие-то дверные проёмы со светом, которые при приближении пропадали. То какие-то образы, лики и полусветлые фигуры.
Купить какой-нибудь музыкальный инструмент тогда было очень дорого. Поэтому музыкантам приходилось удовлетворять свою потребность в творчестве с помощью самодельных приспособлений. Так например ревербератор заменялся помещением с естественной акустикой, иногда для получения своеобразного звучания на голову одевалось ведро. Дилей имитировался простыми голосовыми повторениями с плавным затиханием. Барабаны заменялись большой металлической дверью. Иногда использовались старые кассетные записи, склеенные в кольцо плёнки, предметы из которых можно извлечь звук: металлические трубки, колокольчики, деньги, ключи, болты и прочие подобные вещи. Вся музыка игралась в живую, в реальном времени, как магический ритуал. Интересно, но с понятиями ритуальной шумовой и индустриальной музыки артисты тогда знакомы не были, даже модное теперь понятие эмбиент было услышано немного позже. Но с музыкальной точки зрения, без сомнения это индустриальная музыка.
Далекие голоса, призрачные звуки, таинственные переливы и гулы, пугающие скрипы. Одинокая протяжная песня в кромешной тьме. Призраки и видения. Перед глазами как живые встают холодные и покинутые жизнью своды подземелий. Кипит пространство, наполняясь леденящими душу звуками, сверхъестественной активностью. И зачем мы только пришли сюда, на пир духов? И не убежать теперь. Ведь потеряна дорога назад. В этом лабиринте коридоров и комнат. Давно потеряна. И остается лишь бродить теперь средь сырых этих стен, присоединившись навечно к прикованным к этому месту душам.
Уровень записи, ее насыщенность просто невероятны. В то злополучное время, не имея опыта и инструментов, без опоры на концептуальные корни предшественников, ребята из Санкт-Петербурга создали черную жемчужину русской подпольной музыки. И при этом без использования электроники и примочек. Абсолютно живая запись! Приятно осознавать, что эта музыка не оказалась утеряна, по причине крайне мизерных тиражей и прошедшего времени. Сейчас проект Ънавь переживает своё второе рождение. Спустя 20 лет.
Что же такое навь? Это место существующее параллельно с явьим миром. Там находятся духи и другие тонкие энергетические тела,. А так же память и светлые духи, которые могут быть помощниками - домовые, хранители и пращуры. Мы не видим навь из-за плотности нашего мира, и грубого восприятия наших органов чувств и приборов, не способных уловить ее.. Но это не делает навь несуществующей. Она может не существовать для нас лишь по нашему неведению. Многие проблемы, что тревожат нас в явьем мире имеют причины имеющие корни в нави. И шаман, колдун через общение с духами нави избавляют от болезней и страданий.
Днем воздух уже наполнен предчувствием грядущей весны, но каждой ночью Зима пока еще возвращает себе права, и Землю вместе с опускающейся ночной темнотой охватывает холод. На небо восходит Луна, озаряя мертвенным светом болотное криволесье и покрытые мхом руины, а бегущие по небу рваные тучи отбрасывают длинные тени. Звенит напоенный морозом воздух, падают редкие снежинки, и хрустит под ногами покрытый коркой снег. Шорох ночного леса смешивается с перезвоном, который создают покрытые ледяной коркой ветви высоких деревьев, играя с дуновениями холодного, но легкого ветра.
Треск могучих стволов, противостоящих морозу и покрытая снегом тропа, на которой нет человечьих следов - остановят ли они тебя, путник? Здесь нет опасности, это не голоса лесных духов - просто вороны спят в верхушках деревьев и их сонное карканье говорит о приходе непрошеного гостя в вековечный Лес. А те руины, что скрывают вход в заброшенное подземелье - это просто мертвые камни, что лежат здесь тысячу лет. Стоит зажечь огонь - и тьма исчезнет, и предстанут перед взором покрытые лишайником глыбы в стенах и земляной пол...но внезапно факел гаснет, и ноги не держат тебя. И уже привычное карканье ворон за спиной становится нечеловеческим хохотом, и несется круговерть неупокоенных духов, и гудит где-то в глубинах подземное пламя, ожидая того, кто посмел нарушить вечный покой, невзирая на недобрую молву. А где-то скрежещет сталь, и булькает, вскипая, зловонная жижа в закопченном котле…
А ведь ничто не предвещало беды, ведь глупые страхи перед Несуществующим несущественны, и невещественны выражения этих страхов, как мелодия флейты, которая сопровождает мерно зачитываемое заклятье. Визг и крик, утопающий в гуле подземных сводов - кому-то уже не повезло, или это не повезло тебе, и это лишь вывих угасающего сознания, которое оценивающе смотрит на тебя со стороны, выбирая, стоит ли еще задержаться в этом бренном теле, или пора отправляться в сторону гудящего глубинного пламени, в котором уже скрылась не одна тысяча подобных тебе. Далекое пение дает тебе надежду, но вдруг твой мозг лишь выдает желаемое за действительное, и это лишь дуновения ветра, запутавшегося в подземных лабиринтах. Где-то вдали открываются скрипящие старые двери, и кто-то идет навстречу тебе, кто-то такой, кого ты меньше всего хотел бы здесь встретить… и снова эта бесноватая флейта, и вновь холодный пот покрывает тебя, ты делаешь попытки пошевелиться…и вот опять ты на опушке леса, как будто и не было ничего, и следов на тропе нет. Сон? Явь? Ънавь. Холодно.
ИЗДАНИЕ: Альбом первый раз вышел в небольшом количестве на кассетах под названием Садогипноз - "Звуковое Оформление Для Садо-Мазохистских Игр " в 1998 году. Оформленные в ручную обложки, с варьирующими рисунками. В 2002 он был переиздан на Cdr как ЪНАВЬ - "Холодно" на лейбле "8th Moon Art" тиражом 50 копий. В 2009 году вновь переиздан под тем же названием на лейбле "BioSonar Revers". Сделанный вручную картонный конверт с приклеенным артом. Тираж - 30 копий
В работе над публикацией использованы воспоминания Николая Калмыкова и рецензия Дмитрия Маслякова
https://www.discogs.com/%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B7-%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%9E%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%94%D0%BB%D1%8F-%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%BE-%D0%9C%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D1%85%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-/release/3589369
https://www.discogs.com/Navia-Holodno/master/517769
https://vk.com/hladnadreved
https://vk.com/navia
#hladna #хладна #ънавь #dark_ambient #industrial #russia #spb #skalld #electrotapes